От Пёрселла до The Beatles
Новая программа муниципального камерного оркестра оживит интереснейшие страницы истории английской музыки, начиная от Генри Пёрселла — представителя эпохи барокко и самого известного английского композитора-классика, популярность которого выросла в разы в начале 20в. и продолжает расти.
В XVII веке , во времена Пёрселла законодателями музыкальной моды считались итальянцы. Пёрселл итальянские каноны воспроизвел блестяще и творчески, отдав должное также «соседям» — французам.
Успех на родине пришел к Элгару в 1898 году, когда были написаны оркестровые «Энигма-вариации» (каждая часть представляет собой музыкальный шифр, до сих пор не разгаданный). Получив статус общеевропейской звезды, в 1924 году он был назначен королевским мастером музыки. В течение почти 30 лет Элгар был самым востребованным и, по сути, главным композитором Соединенного Королевства, символом возрождения и долгожданного мирового успеха английской композиторской школы после так называемой «эпохи молчания».
Почти мгновенно после премьеры симфоническая сюита Густава Холста «Планеты» стала репертуарным хитом не только на концертных сценах , но и в студенческих аудиториях, деревенских любительских оркестрах, а потом и в обработках на рок-альбомах.Это тоже своего рода пьесы-шифры: в них Холст закодировал символические интерпретации планетарных процессов в духе эзотерики. Смесь увлечений композитора и астролога Холста станет особой чертой британской академической сцены в XX веке.
В 1904 году немецкий критик Оскар Шмиц назвал Великобританию «Страной без музыки»: после смерти Г.Пёрсела в 1695 году и Генделя в 1759 году Британия фактически не вносила ничего нового в развитие классической и позже романтической музыки. Бенджамин Бриттен (1913–1976) смог завоевать не только Англию, но и остальной мир, для которого сочетание «музыка Англии» и «музыка Бриттена» стали синонимами. Бриттену удалось «заполнить пробелы» тех самых пропущенных в Англии эпох: в собственном английском корпусе произведений не было классической симфонии, вокальных циклов, инструментальных концертов. А благодаря Бриттену все это появилось, пусть уже в ХХ веке.
9 февраля 1964 года английская группа Beatles появилась в эфире американского телевидения на шоу Эда Салливана — по оценкам статистиков, их выступление посмотрели 45 % всех обладателей телевизоров в США. Это стало свидетельством стремительно разгорающейся битломании и запустило так называемое британское вторжение — феномен чрезвычайной популярности британских артистов за океаном.